В целях снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма и обеспечения безопасности детей в период зимнего отдыха.
Заботливым и мудрым родителям А ваш ребёнок хорошо говорит? Вы, конечно, знаете, что ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и чётко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Перед многими родителями встают вопросы: как должна развиваться речь ребёнка? смогут ли они самостоятельно справиться с возникшими речевыми проблемами? Речевое развитие ребёнка можно условно разделить на несколько этапах, которые могут стать для родителей определёнными ориентирами для самостоятельного определения уровня развития речи своего малыша. От 1,5 до 3 месяцев. Малыш произносит звуки, чаще всего гласные: а-а-а, э-э-э, в сочетании с согласными: гуу-гуу, буу – так называемый период «гуления». От 3 до 6 месяцев – «свирель». Малыш пропевает звуки: агу-ааа, елл-и. От 6 до 9 месяцев – период «лепетания». Произнесении серии одинаковых слогов: ба-ба-ба, м-ма-ма-ма, па-па-па-па. От 9 месяцев до 1 года. Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова, реагирует на своё имя, произносит множество звукосочетаний, слогов, подражая интонационно взрослому, «говорит на своём языке». От 1 года до 1 года 6 месяцев. Произносит слова «мама», «папа», «баба», «на», «дай», «муу» и т.п., звукоподражает, показывает у куклы части тела. От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев. Произносит двухсложные слова «тётя», «Вова». Возникновение в речи малыша первых предложений типа «Ляля бух». От 1 года 9 месяцев до 2 лет. Период стремительного развития речи, активного накопления словарного запаса. Строит предложения из двух слов: «Мама, дай!». Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Происходит усвоение 350 слов и более. От 2 до 3 лет. Усваивается грамматический строй родного языка: склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные. Произносит простые предложения из трёх-четырёх слов. Начинает употреблять в речи предлоги. Малыш выдумывает забавные словечки, задаёт вопросы-почемучки, осознаёт причастность к тому или иному полу. Наизусть повторяет двустишия и четверостишия, поёт песни. В этот же период наступает возраст негативизма или «кризис трёхлеток». От 3 до 4 лет. Употребляет речевые формы вежливого обращения, правильно пользуется предлогами, отвечает на вопросы «что?, где?, когда?, почему?», использует в речи глаголы прошедшего времени, постепенно уходят дефекты звукопроизношения. От 4 до 5 лет. Овладение умением связно рассказывать, используя сложные предложения, все грамматические формы. Появляются слова, обозначающие предметы обихода, свойства предметов, цвета. Повторяет пары слогов с оппозиционными звуками, выделяет в звуковом потоке заданный звук. Формируется правильное произношение согласных. От 5 до 6 лет. Самостоятельно классифицирует и обобщает предметы, правильно произносит и различает все звуки родного языка, удерживает звуко-слоговую структуру слов, рассказывает выдуманные истории, даёт детальную информацию о себе, определения конкретным предметам, составляет рассказ по серии сюжетных картинок. Таковы этапы развития речи ребёнка. Если вы заметили какое-либо отклонение, не пускайте всё на самотёк. Ни в коем случае не слушайте советов типа: «У нашего тоже было так, а теперь сам разговорился». Говорить – то ребёнок будет, только вопрос в том, что это будет за речь. Родители, помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее! Представьте себе, что речь ребёнка – это глина: пока она сырая – ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет, по меньшей мере, плачевным!
Уважаемые родители, помогите ребёнку своевременно! Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! |
Консультация для родителей«Причины речевых нарушений у детей»
Речевые нарушения у детей являются одной из серьезных проблем нашего времени. Всё чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает одну или несколько букв родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость – отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то, что с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда. В чем же причина этого явления в наш просвещенный век?
Нарушение речи определяется отклонением речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе.
От чего зависят речевые нарушения, с чем они связаны?
Речевые нарушения разнообразны, они зависят:
Нарушения речи могут возникнуть в любом возрасте, но наиболее «ранимой» речь оказывается у детей.
Причины речевых нарушений
В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа.
Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
Отрицательное воздействие на формирование речи может оказать неправильная языковая среда, в которой воспитывается ребенок, дефекты речи взрослого (родителей, воспитателей…), ограниченное языковое общение с ребенком. Беседы, чтение, ответы на вопросы, совместные игры, где ребенок, подражая взрослому, развивает и совершенствует свою речь, – если в семье этого нет или присутствует в ограниченном объеме, то у ребенка формируется задержка речевого и психического развития. Плохое воздействие на развитие речи детей раннего возраста (от 1 года до 4 лет) оказывает телевидение, если оно заменяет общение с близким человеком (мать, отец, брат, сестра, бабушки, дедушки). Ребенок при просмотре телепередач занимает пассивную позицию, принимает информацию(хорошо, если положительную), сам не участвует в игре, в сказке, не может задать вопроса – он молчит.
Чем больше он «общается» с телевизором, тем больше он молчит, тем более тормозится его речевая активность. Для детей более старшего возраста (5-7 лет) длительные телевизионные просмотры также вредны для формирования речи, так как самый активный период речевого развития происходит до 7 лет. Выбирайте для своего ребенка телепередачи и видеофильмы сами. Смотрите с ним, поясняйте и рассуждайте вместе. Ограничивайте телевизионное общение во времени(от 15 минут до 1 часа): или один фильм, или одна сказка.
Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.
Речевые нарушения можно разделить на четыре основных вида:
Когда необходимо обратиться за помощью к специалистам?
К концу первого года жизни при сохранном слухе у ребёнка начинает развиваться понимание речи. Если этого не происходит, то есть малыш не включается в работу по подражанию действиям и речи взрослых, не активен в занятиях с игрушками, то можно заподозрить недоразвитие интеллекта.
В данном случае больше будет страдать смысловая сторона речи, поэтому основная помощь должна быть направлена на развитие познавательных интересов.
Если у ребёнка в 2 года нормальный слух, а речь не развита, ему необходимо активное общение со взрослыми посредством жестов и любых звуков, и тогда в ближайшем будущем у малыша должны будут появиться слова.
Ребёнку 2 года 7 месяцев, а он ещё не говорит?Надо начинать специальные занятия, чтобы сформировать потребность в разговоре. В этом возрасте, если у малыша есть проблемы с речью, его необходимо показать специалистам и обследовать.
Взрослым ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка за то, что он испытывает те или иные затруднения в процессе речевого общения, так как это может вызвать страх перед необходимостью говорить, боязнь допустить ошибку. Малыша надо поощрять и поддерживать малейшие попытки пользоваться словами. Следует специально создавать такие ситуации, при которых кроха вынужден, будет что-либо говорить.
Если при сохранном слухе и нормальном интеллекте к трём годам у ребёнка отсутствует фразовая речь или он использует неправильные предложения, можно говорить о системных нарушениях речи (в понимании значения слов, их изменении, применении).
Речь таких детей лучше развивается в процессе какой-либо деятельности, поэтому надо проводить совместные игры, привлекать малыша к труду по дому, читать ему простые по содержанию книги, давать комментарии всему, что видит и делает ребёнок. При общении с малышом надо использовать простые немногословные предложения, а слова для повторения должны употребляться в разных падежных формах.
Если у четырёхлетнего малыша звукопроизношение значительно отстаёт от нормы, то есть в речи присутствуют многочисленные замены: вместо шипящих произносятся свистящие (ш—с, ж—з, щ—с), звук р заменяется на л, ль или й, замены твёрдых согласных соответствующими мягкими, — это свидетельствует о нарушении фонематического слуха и, соответственно, о необходимости проводить занятия с целью его развития.
Также может отмечаться искажённое произношение отдельных согласных звуков: р горловое; р одноударное (то есть произносимое без вибрации кончика языка); лдвугубное, похожее на английское w; свистящие звуки с, з, ц, произносимые с просовыванием кончика языка между зубами.Эти дефекты речи не являются возрастными и сами по себе не исчезнут, поэтому родителям не надо откладывать их исправление на более поздние сроки, чтобы не закреплять в речи неправильное произношение.
Первое время малыш в одних словах может произносить звук так, как надо, а в других — по-прежнему заменять его. Роль взрослых — поправлять малыша и просить повторить слово верно. При закреплении звука используются те слова, которые ребёнок произносит правильно.
К пятилетнему возрасту неразвитая связная речь, низкая речевая активность, отсутствие любознательности, бедный словарный запас могут говорить о задержке психического развития (ЗПР).
По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.
Меры профилактики речевых нарушений
Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения ребенка. Разговаривайте с ним, не подстраиваясь под него, «сюсюкая и ломая язык». Говоря «детским» языком с малышом, Вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется в общении с Вами.
Вредно сказывается на звукопроизношении и длительное сосание соски или пальца, за этим необходимо следить.
Читая ребенку книги, беседуя с ним, отвечая на вопросы, Вы тем самым развиваете и совершенствуете его речь. Внимательно слушая ребенка, Вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается её грамматический строй, совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь ребенка.
Никогда, даже если Вы устали, не говорите ребенку: «отстань», «некогда» – этим Вы тормозите развитие ребенка, снижаете или сводите на нет его речевую активность, его мыслительную деятельность. Будьте другом и помощником ребенку, вместе с ним совершенствуйте и свою речь.
В настоящее время расстройства речи изучены очень хорошо и многие из них успешно исправляются. Главное — надо вовремя обратиться к специалисту, чтобы своевременно диагностировать их и понять: нарушение речи является единственной проблемой или это следствие других серьёзных заболеваний (аутизма, нарушения слуха, работы центральной нервной системы, отклонения в интеллектуальном развитии и т. д.).
Родителям, обеспокоенным задержкой речи у ребёнка или её нарушением, очень трудно понять, насколько серьёзна проблема у их малыша, что надо делать. Как правило, они надеются, что всё пройдёт само, и упускают драгоценное время.
«Родительская помощьдетям с нарушением звукопроизношения»
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы. Задача родителей - вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой проблеме, установить причину его неудач и помочь ребенку. Порой родители самостоятельно не могут с этим справиться, и тогда приходится обращаться за помощью к специалистам: психологам, педагогам, врачам, логопедам. Очень важно вовремя обнаружить проблему и обратиться к хорошему специалисту, когда проблема еще не приобрела серьезных масштабов, т.к. чем больше она запущена, тем сложнее и дороже будет ее устранение. А порой исправить сложившуюся ситуацию бывает и невозможно. Что же должны знать родители о речевом развитии ребенка? Нужно ли обращать внимание на то, когда заговорил ребенок и как он пользуется речью? Нужно ли заниматься с ребенком, если вы видите, что он отстает от сверстников в речевом развитии или ждать, что все произойдет "само собой", "когда-нибудь он научиться говорить"? Родителям четко надо усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он еще не научился вам отвечать. Помните - он запоминает, что вы говорите и как вы говорите. Именно вашей речью пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребенка. Речевые проблемы - это бич нашего времени. Нужно насторожиться, если ребенок примерно к 1 году 2 месяцам не повторяет за взрослым слоги и односложные слова ("ба", "да" и т.п.), у малыша отсутствует звукоподражание, если в 2 года малыш не строит самостоятельно предложения из двух слов. Нужно бить тревогу, если ребенок в 2 года и 6 месяцев не строит предложение из трех-четырех слов, простые и сложносочиненные. Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать этапы развития речи ребенка. Примерный возраст и умения ребенка
4 месяца: Произносит гласные звуки, близкие к "а", "ы", "у", возможно с сочетанием с согласным "г"(гулит). 8 месяцев: Начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное и увиденное. 10 месяцев: Произносит серии одинаковых слогов: "дядядя", "бабаба","мамама" (лепечет). 1 год 2 месяца: Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: "ба", "дя" и т.п. Реагирует на свое имя. 1 год 6 месяцев: "Говорит на своем языке" - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие "папа", "мама", "деда", "баба" и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: "папа", "мама", "на", "да", "дай" и т.п. Показывает где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и других. 1 год 8 месяцев: Активно произносит двухсложные слова: "тетя", "кися" и т.п. Стремительно растет словарный запас. 1 год 10 месяцев: Произносит двухсложные слова и два слога их трехсложных слов ("синя" - машина). При произношении слов опускает первый звук в слове или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места. 2 года - 2 года 2 месяца: Говорит словосочетания: "мама Лена". Строит предложения из двух слов: "мама, дай", "баба, ди (иди)". Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: "положи мяч стол". Использует дательный падеж для обозначения лица: "дай Вове", обозначает направление, опуская предлог: "иди маме". Использует творительный падеж в значении орудийности действия: "бить молотком", предложный падеж со значением места: "лежит сумке". 2 года 2 месяца - 2 года 6 месяцев: Произносит простые предложения из трех - четырех слов. Сложносочиненные предложения: "это мой большой мишка". Начинает употреблять в речи предлоги. 3 года: Повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: "когда папа придет с работы, мы пойдем гулять". Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Выдумывает забавные словечки и выражения. Наступает возраст негативизма, так называемый "кризис трех лет". Родители должны понимать, что в этот период малыш просто учиться управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему просто необходим. Задача родителей - проявить терпение и понимание. 4 года: В этом возрасте малыш должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения. 5 лет: В этом возрасте малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо-железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных. 6 лет: Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. |
Адаптация ребенка с особыми образовательными потребностями к детскому саду. Адаптация – «приспособление». Это предварительная ориентировка человека на будущие изменения, осознанная установка на перестройку поведения в связи с изменившимися социальными условиями. А способность к приспособлению создает условия для наиболее оптимального существования организма. По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы. 1-ая группа – дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. У детей 2-ой группы адаптация проходит без нервных расстройств, но они начинают часто болеть. Половина детей, посещающих д/с, составляют самую благополучную 3-ю группу. Дети посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно адаптационный период составляет 3-4 недели. Может ли ребенок испытывать трудности адаптации в детском саду? Да, может. Но все же он относительно быстрее привыкает к детскому саду, если в этом ему помогают родители. Включение ребенка в общественные отношения, возникновение и расширение общения с другими людьми, развитие способности завязывать и упрочивать человеческие отношения начинается с раннего детства. Тренировка способности к социальной адаптации представляет собой важную сторону в развитии человеческой личности, так как обеспечивает возможность впоследствии адекватно вести себя в различных социальных ситуациях, иметь необходимый уровень социальной адаптированности. Для детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития характерна незрелость многих компонентов функциональной системы, что ведет к более легкому, чем у взрослых, возникновению состояний напряжения в системе адаптационных механизмов, к более легкому возникновению состояния психического стресса. Но в силах родителей помочь ребенку в формировании приспособительных возможностей, которые связаны с эмоционально-социальной познавательной сферой психики ребенка. Родителям нужно помнить, что ребенок до садика привык к определенному установившемуся режиму дня, стилю отношений в семье и занимал собственную позицию в этих отношениях. Чтобы легче протекал период адаптации в детском саду, родителям нужно: • Заранее ознакомиться с режимом детского сада, постараться максимально приблизить домашний режим дня к режиму дня детского сада (время кормления, дневной сон, активные игры). • За несколько дней до поступления в сад познакомить ребенка с детским садом: показать игровую площадку, групповую комнату, спальню, игрушки, познакомить с приветливыми воспитателями, продемонстрировать, как удобно мыть руки, сидеть за детским столиком, лепить, рисовать. • После знакомства с детским садом рассказать ребенку, как и что именно вам (родителям) понравилось в детском саду и что вы (родители) уверены, что ваш ребенок в детском саду непременно справится с новыми заботами и будет чувствовать себя в садике как дома. • Утром, перед посещением детского сада, будить ребенка ласково (погладить, поцеловать, сказать нежные слова). • Учитывать темперамент своего ребенка. Холерики, особенно мальчики, плохо переносят недостаток активности и движения. Следовательно, в выходные дни и свободное время родители должны играть с таким ребенком в активные игры и лучше на свежем воздухе: в лесу, в парке, у реки. • В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите малыша в каждом случае, когда он этого заслуживает. • Избегайте, по-возможности, больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно возбуждающее действие. • Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте малышу подолгу сидеть у телевизора. • Старайтесь, чтобы ребенок выспался. А пред сном обязательно ему почитайте или расскажите сказку со счастливым концом. • И помните! Ваше спокойствие – лучший пример для малыша! Надеемся, что все эти советы помогут вам и вашему ребенку легче адаптироваться к условиям нашего детского сада. |
Уважаемые родители!
С целью профилактики детского травматизма при использовании индивидуальных средств мобильности предоставляем Вам видеоматериалы:
https://cloud.mail.ru/public/Xe4B/neqWjVTdL;