Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
Цели физкультурно-оздоровительной работы:
Формирование у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре. Укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Задачи физкультурно-оздоровительной работы:
- Создать в ДОУ условия для обеспечения психического и физического благополучия каждого ребенка.
- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкость, выносливость, координацию).
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
- Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, привитие организаторских способностей.
- Укрепление здоровья, всесторонне физического развития (гармоничность телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности), закаливание организма.
В Учреждении ежегодно утверждается Система физкультурно-оздоровительных мероприятий, включающая в себя следующие разделы:
I. Оздоровительная и профилактическая работа:
- организация рационального питания
- психолого-педагогические профилактические мероприятия
- медико-педагогический контроль
II. Содействие совершенствованию физического воспитания:
- разнообразные виды организации режима двигательной активности (регламентированная, частично регламентированная и нерегламентированная деятельность)
- работа с родителями, педагогами и социальными партнерами
- создание предметно-развивающей среды
III. Комплексное закаливание:
- общеукрепляющие мероприятия (воздушные, солнечные, водные процедуры, физическая активность)
Содержание физкультурно-оздоровительной деятельности инструктора реализуется через несколько направлений:
I. Работа с детьми
II. Взаимодействие с педагогами ДОУ
III. Взаимодействие с родителями
IV. Взаимодействие с социумом
V. Создание предметно-развивающей среды
В рамках каждого из направлений используются разнообразные формы работы.
I. Работа с детьми.
Традиционно выделяют следующие формы работы с детьми:
- Физкультурно-оздоровительные мероприятия.
- Непосредственно образовательная деятельность
- Повседневная работа по физическому воспитанию детей.
Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые в ходе режимных моментов (утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж и бодрящая гимнастика после сна, ходьба по координационным и массажным дорожкам и другие закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями).
Непосредственно образовательная деятельность /НОД/ (занятия физической культурой)
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ являются основной формой обучения ребенка движениям и развития физических качеств.
В процессе работы используются разнообразные по форме организации и содержанию занятия физической культурой в зависимости от поставленных задач:
- традиционные, игровые, сюжетные, занятия-путешестви, интегрированные, в форме круговой тренировки и т.д.
Согласно действующим СанПиН в МДОУ организуется 3 общеразвивающих занятия физической культурой в неделю: в помещении, на воздухе.
В теплое время года НОД преимущественно проводится на улице.
НОД на улице чаще проводится в форме спортивных тренировок, подвижных игр, зимой – ходьба на лыжах, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам.
Планирование и организация занятий физической культурой строится на основе следующих принципов:
1. Учет принципа интеграции образовательных областей (реализуется через включение в комплекс ОРУ, в подвижные игры задания на закрепление знаний и умений, полученных детьми ранее из других образовательных областей; организуются совместные музыкально-физкультурные праздники и досуги);
2. Принцип комплексно-тематического планирования.
3. Принцип личностно-ориентированного подход (реализуется через учет состояния здоровья детей, типов их физического развития, варьирование нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка).
4. Активное использование музыкального сопровождения.
5. Успешно вошел в практику принцип реализации гендерного подхода (реализуется через дифференциацию силовой нагрузки, количества повторов упражнения, подбор спортивного инвентаря, формулирование игровых задач и оборудования (например: в процессе проведения подвижных игр – девочки пчелы, мальчики – медведи, девочки – елочки, мальчики – лесники) и, самое главное, используем разнообразную мотивацию (девочки после выполнения упражнений станут – гибкие, стройные; мальчики – сильные, отважные).
Повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, динамический час на прогулке, проведение индивидуальной работы с детьми по физическому совершенствованию на прогулке, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, целевая прогулка, досуги и праздники).
В основном повседневная работа по физическому воспитанию детей осуществляется воспитателями групп; инструктор по физкультуре оказывает консультативную помощь.
В летний оздоровительный период одно из трех занятий физической культурой в обязательном порядке организуется на основе подвижных игр во всех возрастных группах.
Ведущая роль инструктору по физкультуре принадлежит и при организации и проведении физкультурно-массовых мероприятий, многие из которых в Учреждении стали традиционными.
ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Проведению физкультурных досугов и праздников в Учреждении уделяется большое внимание.
Во-первых, их значение очень велико в развитии двигательной активности и приобщению детей к здоровому образу жизни.
Во-вторых, проведение физкультурно-массовых мероприятий является одной из составных частей методики физического воспитания детей дошкольного возраста.
Тематика физкультурных досугов и праздников определяется в соответствии с комплексно-тематическим планированием
Также активно включается в музыкальные утренники элементы двигательной деятельности (подвижные игры, эстафеты, разные виды ходьбы и бега, построения и перестроения).
Участие в городских мероприятиях
2017 год - 3 место в зональных соревнованиях "Быстрее, выше, сильнее"
2018 год - 1 место в зональных соревнованиях "Быстрее, выше, сильнее")
II Взаимодействие с педагогами ДОУ
Взаимодействие с педагогами происходит через разные формы работы:
- оформление Листов взаимодействия (с целью оптимизации планирования работы воспитателя группы по физическому развитию детей)
- Обучение педагогов через открытые занятия НОД.
- Совместное проведение утренней гимнастики, праздников, развлечений, НОД.
-Выступления на Педагогических советах учреждения
- Проведение семинаров, мастер-классов.
III Взаимодействие с родителями
В ДОУ ведется активная работа с семьями воспитанников, используются различные формы работы:
- оформляются информационные папки в раздевалках групп , на которых представлены рекомендации по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в домашних условиях
- оформляются фотоотчеты о проведенных физкультурных мероприятиях также в информационной папке в раздевалках групп.
- проводятся тематические родительские собрания (в том числе и с участием инструктора по физкультуре)
- члены семей воспитанников ДОУ принимают активное участие в физкультурных праздниках и досугах, зачастую становятся самыми главными их участниками
IV. Создание предметно-развивающей среды
Данное направление реализуется командой специалистов ДОУ.
Инструктор по физкультуре участвует не только в оборудовании физкультурного зала, но и территории МДОУ, консультирует воспитателей по оснащению физкультурно-оздоровительных центров в группах.
Среди объектов предметно-развивающей среды МДОУ, созданной с целью реализации физкультурно-оздоровительной работы с детьми можно выделить:
- физкультурный зал
- кабинет педагога-психолога
- участки для прогулок групп
- физкультурная площадка на территории Учреждения
- физкультурно-оздоровительные центры в группах.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ
Для успешного решения задач физического развития, в дошкольных учреждениях, необходимо физкультурное оборудование и место для занятий физическими упражнениями.
Подбор оборудования определен программными задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. Размеры и массы инвентаря соответствуют возрастным особенностям дошкольников, его количество определено из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий. К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
УЧАСТКИ ДЛЯ ПРОГУЛОК специализированные для каждой группы и оборудованные малыми игровыми формами ( лесенки мишени, песочные дворики).
Помимо закупленного оборудования педагогами изготовлены образные объекты, которые используются при организации физкультурно-оздоровительных мероприятий (например, для развития навыков перешагивания, равновесия, проведения массажа стоп). Данное оборудование вызывает непосредственный интерес у детей, позволяет в игровой форме организовывать выполнение физических упражнений, закреплять двигательные навыки детей.
Также используются стены веранд для нанесения разметки, позволяющей отрабатывать навыки игры в футбол, волейбол и баскетбол (ворота, мишени); крепятся баскетбольные щиты.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПЛОЩАДКА с полеуретановым покрытием оборудована спортивным комплексом (баскетбольно-волейбольная площадка; оборудование для развития навыков перешагивания, спрыгивания, равновесия, метания; прыжковая яма, беговая дорожка, лабиринты);
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ В ГРУППАХ созданы во всех возрастных группах и оснащены в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей группы. А также в соответствии с реализуемой Программой.
Предметно-развивающая среда групп постоянно обновляется, дидактическими играми и наглядно-дидактическими пособиями по теме спортивных игр, схемами построения городошных фигур и моделями для разучивания правил спортивных игр, игровыми наборами: футбол, хоккей; малый теннисный стол. Для развития мотивационной сферы внесены в группы грамоты, медали. Приобретен спортивный инвентарь: набор для игры в мини-гольф, теннисные мячи, ракетки. Размещены мишени, корзины для мини-баскетбола и многое другое.
Во всех группах изготовлены координационные дорожки (для развития равновесия, развития навыков прокатывания мячей и проч.); образные ростомеры.
В отдельных группах имеется оборудование для релаксации: сухой дождь.
Также повышенное внимание уделяется профилактике возникновения плоскостопия и нарушений осанки: в группах собраны и активно используются в работе с детьми различные массажеры, корригирующие дорожки.
Комплексный план оздоровительных мероприятий в ДОУ на 2022-2023 учебный год